Созданное в конце 90-х годов XX столетия семейство движков NZ производителя Toyota получило дюралевый блок, пластиковый впускной коллектор и цепной ГРМ привод. Внутри этого семейства двигатель 1NZ FE получил максимальное значение рабочих параметров – крутящий момент 141 Нм на средних оборотах и мощность 108 л. с. при степени сжатия 10,5 единиц.
Вначале опытный образец ДВС был опробован в гибридном движке 1NZ-FXE, только после того поступил в серию. За период 2000 – 2006 годы мотор получил 10 международных премий, был признан самым технологичным, экологичным и экономичным силовым приводом в мире.
Технические характеристики 1NZ FE 1,5 л/108 л. с
Разработчиками концерна Toyota за основу взята типовая схема двигателя – 4 цилиндра рядного расположения, выполненные из чугунных мокрых гильз внутри алюминиевого блока. Впускной коллектор в двигателе пластиковый, то есть не имеющий дефектов литья и шероховатых поверхностей.
В большинстве моделей 1NZ FE присутствует система регулировки фаз газораспределения VVTi, но только на впускном распредвале. Вначале высота подъема клапанов регулировалась механическими толкателями. В 2004 году проведена модернизация, появились гидрокомпенсаторы, теперь пользователям не нужно каждые 30000 км пробега регулировать тепловые зазоры клапанов в СТО.
Изначально серия имела небольшие объемы камер сгорания, предназначалась для автомобилей Тойота легких классов. В базовом варианте всего 108 л. с., существенно увеличить мощность не получится.
Подобные конструкторские решения позволили получить технические характеристики 1NZ FE:
Изготовитель | Kamigo Plant |
Марка ДВС | 1NZ FE |
Годы производства | 1997 – … |
Объем | 1497 см3 (1,5 л) |
Мощность | 79,4 кВт (108 л. с.) |
Момент крутящий | 141 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 112 кг |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | DIS-4 |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | пластиковый |
Выпускной коллектор | стальной сварной |
Распредвал | оригинальный профиль кулачков |
Материал блока цилиндров | Алюминиевый сплав |
Диаметр цилиндра | 75 мм |
Поршни | с LFA напылением |
Коленвал | кованый стальной 4 противовеса |
Ход поршня | 84,7 мм |
Горючее | АИ-92/95 |
Нормативы экологии | Евро-5 |
Расход топлива | трасса – 6,6 л/100 кмсмешанный цикл 9,5 л/100 кмгород – 13 л/100 км |
Расход масла | 0,2 – 0,4 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 10W30 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Toyota |
Масло для 1NZ FE по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,7 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс ДВС | заявленный 150000 кмреальный 250000 км |
Регулировка клапанов | толкатели |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 5,7 л |
Помпа | Aisin WPT-063 |
Свечи на 1NZ FE | BKR5EYA-11 от NGK или Denso K16R-U11 |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Цепь ГРМ | 13506-21020 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | AMC TA-1678, Nipparts J1322102, Stellox 7101052SX, Miles AFAD094 |
Масляный фильтр | Mann W68/3, VIC C-110, C-113, DC-01 |
Маховик | 32101-52020, облегченный, 6 отверстий болтовых |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 25 Нм
|
Регулируются характеристики двигателя исключительно для обеспечения регламента Евро-4 и действующих законодательств стран, в которые планируется экспорт автомобилей Toyota.
Особенности конструкции
Серия NZ получилась долговременной:
- 2000 – 2005 – 105 л. с., 138 Нм, присвоен индекс NZE124;
- 2005 – 2007 – 109 л. с., 141 Нм, индекс NCP90;
- 2007 – 2013 – 110 л. с., 140 Нм, индекс NZT260;
- 2013 – … – 109 л. с., 136 Нм, индекс NZT.
В атмосферный рядный бензиновый двигатель 1NZ FE вошли конструктивные особенности семейства ZZ/AZ и свежие разработки конструкторов Toyota:
- чугунные гильзы заливаются непосредственно в алюминиевый блок, поэтому капремонт цилиндров невозможен;
- литой картер является масляным поддоном, обеспечивает жесткость блока;
- ось стального кованого коленвала смещена относительно цилиндров на 12 мм;
- юбка поршней облегченная с полимерным покрытием, пальцы запрессовываемые;
- особенностью впускного распредвала является наличие VVTi муфты для корректировки фаз газораспределения;
- головка блока цилиндров оснащена стандартными посадочными отверстиями под форсунки и седлами клапанов;
- маслонасос расположен в картере, имеет отдельный привод от коленвала;
- дроссельная заслонка обогреваемая, термостат «холодный» 84 градуса, механического типа;
- помпа приводится во вращение от общего ремня, как и все остальное навесное оборудование;
- ГРМ двухвальный, типа DOHC 16V, привод однорядной цепью на выпускном распредвалу;
- коллекторы изменили местоположение – впуск спереди, выпуск сзади, поэтому форсировка своими руками облегчена конструкторами изначально;
- линия возврата в топливной системе не предусмотрена, форсунки мелкодисперсионные многоточечные;
- дроссельная заслонка механического типа, зажигание DIS-4 с отдельными для каждой свечи катушками.
Механизм газораспределения
От качества масла зависит работоспособность гидрокомпенсаторов и муфты VVTi. В мануал собрано подробное описание операций обслуживания и ремонта силового привода.
Перечень модификаций ДВС
Версия 1NZ FXE возникла на этапе разработки основного мотора 1NZ FE, стала частью гибридного двигателя (ДВС плюс электрический) для Toyota Prius, имеет характеристики:
- степень сжатия 13 – 13,4 единиц;
- мощность 74 – 76 л. с.
Вместо цикла Отто здесь использован метод Аткинсона. На малых оборотах колеса машины вращает электромотор, на больших ДВС, от которого АКБ в это же время получает зарядку. Применяется сложное и многообразное навесное оборудование, которого нет в базовой версии.
Плюсы и минусы
Изначально руководство компании Toyota заложило в силовой привод одноразовый блок цилиндров, капитальный ремонт которого невозможен. Пальцы поршней доставляют неприятности, так как выполнены не плавающими, а запрессовываемыми. При обрыве цепи или перескакивании ее на несколько звеньев после растяжения поршни без цековки гнут клапаны при встрече с ними.
Плюсами мотора 1NZ-FE являются:
- высокий эксплуатационный ресурс от 300000 км пробега;
- самостоятельный чип тюнинг для увеличения мощности;
- отсутствие регулировок тепловых зазоров клапанов после 2004 года.
Силовой привод экономно расходует бюджетное топливо АИ-92, не сложен в обслуживании и ремонте.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Атмосферный рядный четырехцилиндровый мотор 1NZ FE, работающий по классическому циклу Отто, устанавливался на модификации Toyota:
- Corolla Fielder/Axio – универсал для России и 11 поколение седана;
- Ractis – субкомпактвэн со стеклянной крышей;
- Succeed – праворульный минивэн с полным/передним приводом;
- Probox – семейный минивэн;
- Will – молодежное авто в кузове оригинального дизайна;
- Sienta – минивэн с раздвижными дверками;
- Allion – седан со спортивным экстерьером;
- Premio – седан для старшего поколения;
- Fun Cargo – компактвэн с оригинальным экстерьером;
- Auris – семейный хетчбэк, новое поколение Короллы;
- Platz – классический седан;
- Porte – субкомпактвэн с дверками разных типов отворения;
- Raum – субкомпактвэн с АКПП;
- Vios – седан;
- bB – субкомпактвэн в английском стиле;
- Yaris/Echo – седан классика.
Дополнительно эти моторы стояли в Scion xB и xA/ist, а начальная версия использовалась исключительно в Toyota Prius.
Регламент обслуживания 1NZ FE 1,5 л/108 л. с
В мануале завода указаны сроки ТО и операции замены расходных материалов, которые имеет двигатель 1NZ FE в своей конструкции:
- изготовителем предусмотрена замена ГРМ цепи роликового типа после 120 – 150 тысяч пробега;
- производитель рекомендует менять потерявшее свойство масло через 7500 км, а антифриз после 20000 км;
- воздушный и топливный фильтр рекомендовано менять после 10000 и 30000 пробега, соответственно;
- регулировка тепловых зазоров клапанов движков производится раз в 2 года (пробег 30000 км);
- ресурс свечей в системе DIS-2 составляет 30000 км, при использовании иридиевых модификаций 60000 км;
- выпускной трубчатый коллектор начинает прогорать после 50 – 70 тысяч пробега.
Периодически на клапанах и поршнях откладывается нагар, забивается вентиляция картера и засоряется заслонка дросселя. Требуется промывка и продувка указанных систем, замена датчиков.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В силу конструкционных особенностей мотор 1NZ FE гарантированно гнет клапана во время обрыва цепи ГРМ. Однако более актуальны для пользователя другие неисправности:
Неконтролируемый расход моторного масла | 1) износ маслосъемных колпачков2) закоксовавшиеся или выработанные кольца | 1) замена колпачков2) замена колец |
Сторонние звуки | 1) растяжение цепи
|
1) замена цепи комплектом
|
Плавающие обороты | 1) поломка РХХ2) засорение заслонки | 1) замена регулятора ХХ2) прочистка дросселя |
Все навесное оборудование приводится в действие одним ремнем, поэтому часто возникает свист, свидетельствующий о проскальзывании или, наоборот чересчур сильном натяжении. Слабыми местами также являются задний сальник коленвала и датчик масляного давления.
Варианты тюнинга мотора
Форсировать двигатель 1NZ FE теоретически можно в семь этапов:
- модернизация выпуска – прямоток, «паук» и коррекция ЭБУ для получения 145 л. с. максимум;
- доработка топливной системы – использование высокопроизводительных форсунок и «мозгов» Apexi Power FC для обеспечения 150 л. с.;
- наддув – турбина плюс промежуточное охлаждение, установка высокопроизводительной тормозной системы, мощность возрастает до 180 – 200 л. с.;
- нагнетатель – обычно Supercharger
Таким образом, мотор 1NZ FE отличается алюминиевым блоком, цепным ГРМ приводом по схеме DOHC 16V. Используется практически во всем модельном ряду производителя Toyota, сходившего с конвейера с период 1997 – 2005, и в некоторых современных автомобилях.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу
Источник: https://SwapMotor.ru/dvigateli/toyota-dvigateli/1nz-fe.html
Силовые агрегаты 1nz fe, установленные на японских автомобилях фирмы Тойота
Двигатель 1nz относится к серии моторов длительного действия, имеющих малый объем, предназначен для автомобилей фирмы Toyota малого класса. Выпускать моторы данной серии начали в 1997 году, но и сейчас они с успехом используются в современных моделях авто.
Особенности механической части ДВС данного вида
- В связи с тем, что рабочие элементы и системы смазки и охлаждения двигателей 1nz fe обладают оригинальной конструкцией, автовладельцев интересует, какие имеет движок 1NZFE характеристики.
- Двигатели данного типа располагаются в поперечной плоскости в легковых автомобилях, имеющих передний привод.
- Базовый мотор 1NZ FXE обладает высокой степенью сжатия, равной 10,5 и мощностью 109 лошадиных сил, объем цилиндров равен полутора литрам.
Мотор NZ— это 4-цилиндровыйсиловой агрегат, цилиндры в нем расположены прямо. Блок цилиндров и головка выполнены из алюминиевых сплавов, гильзы изготовлены с тонкими чугунными стенками, охлаждение открытого типа.
Гильзы максимально прочно соединены с блокомблагодаря неровностям на их поверхности.
Топливо впрыскивается последовательно в соответствии с системой SFI. Каждая форсунка оснащена отдельным проводом, принимающим сигналот электронного блока управления силовым агрегатом, управляющего моментом открытия и закрытия.
Двигатель 1NZ FE обладает системой зажигания, оснащенной отдельной катушкой, каждый цилиндр имеет встроенный коммутатор. Свечи марки Denso K16R-U11 и NGK BKR5EYA11.
Двигатель 1nz fe обладает такой конструкцией, которая не предусматривает проведение капитального ремонта.
Двигатель Тойота 1nz используется в моделях Allion-Premio, AurisJap,Corolla, CorollaRumionи пр.
Техобслуживание двигателей Toyota 1nz
Силовые агрегаты 1NZ FXE нуждаются в следующих регулярных процедурах:
- Через каждые десять тысяч километров пробега необходима полная замена смазочного материала.
- Зазоры в клапанах газораспределительных механизмов нужно регулировать через каждые 20 тыс. км пути.
- Цепь газораспределительного механизма необходимо менять на новый экземпляр после прохождения автомобилем 200 000км.
Описание распространенных проблем, которыми может обладать двигатель 1nzfe
Среди силовых агрегатов фирмы Toyotaнового поколения двигатели серии NZ являются наиболее успешными. Часто встречающиеся проблемы моторов 1NZFXE:
- Заниженные и неустойчивые плавающие холостые обороты.
- Повышение расхода смазочного вещества.
- Загорание контрольной лампочки на приборной доске, указывающей на низкое либо высокое давление масла в системе смазки в силовом агрегате.
- Потрескивающий шумный клапан VVti и стуки в 1nz после запуска на холодную.
- Повышенные требования к качеству и чистоте в смазочной системе.
- Цепь привода ГБЦ (головка блока цилиндров) имеет небольшой срок эксплуатации.
- Вибрирующий мотор1nz fe.
Несмотря на перечисленные недостатки, двигатель 1nzfe, установленный в компактном автомобиле фирмы Тойота, является удачным представителем современных японских силовых агрегатов.
Мероприятия по устранению выявленных дефектов
Для стабилизации оборотов двигателя на холостом ходу нужно тщательно очистить и промыть блок дроссельной заслонки и клапан холостого хода, заменить регулятор холостого хода, воздушный датчик и пр.
Повышение потребления моторного масла происходит вследствие длительных пробегов, равных 150 000 км. В данном случае мотор нуждается в замене залегающих колец и маслосъемных колпачков.
При замене однорядной цепи газораспределительного механизма и ремня генератора исчезают все шумовые эффекты. При установке цепи необходимо правильно ее затянуть.
Меняя цепь необходимо также производить замену звездочки VVT, натяжного механизма и направляющей. Смазывается цепь машинной смазкой.
Чтобы мотор издавал меньше шума, конструкцией предусмотрена установка специального натяжителя, башмака и успокоителя цепи.
Чтобы устранить вибрации силового агрегата, следует укрепить переднюю подушку мотора, очистить форсунки, произвести замену топливного фильтра, датчика давления масла, заднего уплотнителя коленчатого вала.
Момент затяжки болтов при закреплении головки блока цилиндров должен быть равен рекомендованным величинам, указанным в технической документации. Затягивать все болты необходимо строго по инструкции. После проведения данных мероприятий мотор будет закреплен прочно.
При загорании лампы давления масла необходимо проверить работу датчика и при необходимости заменить его на новый образец. Если датчик исправен, а лампочка продолжает светиться, нужно произвести полную замену машинного масла в смазочной системе движка.
На вопрос, какое масло лить, ответ однозначный — необходимо заливать в бак силового агрегата моторную смазку только высокого качества в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, размещенными в сопроводительной документации автомобиля. В двигатель 1nzfe рекомендуют заливать моторное масло 0W20.
Автовладельцы часто спрашивают, какие свечи стоят в системе зажигания силовых агрегатов 1nz fe. В соответствии с документацией на автомобиль, мотор 1NZFE оснащен системой зажигания, которая использует свечи, изготовленные из иридия.
Не рекомендуется использовать свечи зажигания, не являющиеся оригинальными, аналоги, как правило, имеют плохое качество.
Капитальный ремонт двигателя 1NZ не производится, т. к. блок цилиндров, установленный в нем, не является ремонтопригодным после пробега свыше 200 тысяч километров.
Судя по отзывам владельцев авто, изношенный движок нужно не ремонтировать, а полностью заменить на новый экземпляр, потому что замена комплектующих деталей и узлов, вышедших из строя, обойдется дороже стоимости нового силового агрегата.
По желанию владельца авто, можно произвести тюнинг двигателя 1NZ, для этого предлагается воспользоваться стандартными тюнинговыми наборами, имеющимися в свободной продаже.
Источник: http://AvtoDvigateli.com/marki/1nz-fe-tojota.html
Серия NZ. Двигатели 1NZ-FE, 1NZ-FXE, 2NZ-FE — DRIVE2
Двигатели серии NZ представляют из себя четырех цилиндровые моторы с прямым расположением цилиндров. Головка блока так же как и сам блок цилиндров состоит из алюминиевого сплава. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр.
Впрыск топлива осуществлен по системе SFI — так называемый последовательный впрыск топлива. Таким образом у каждой форсунки имеется свой провод, на который ECU подает сигнал каждой форсунке в определенный момент времени и на определенное время, в зависимости от условий работы двигателя.
Вся серия NZ оснащается системой изменения фаз газораспределения VVT-i.
Двигатель 1NZ-FXE
Двигатель 1NZ-FXE
Кол-во цилиндров 4Расположение цилиндров рядноеКлапаны VVT-i, DOHC 16VОбъем двигателя, л(куб. см) 1,5 л(1497)Мощность, л.с.(Н · м) 76(115)Система впрыска EFI, РаспределеннаяСистема зажигания DIS-4
Двигатель 1NZ-FXE был произведен самым первым во всей серии. Его производство было начато в Японии. Диаметр цилиндра составляет 75 мм, а ход поршня 84,7 мм. На него устанавливались кованные шатуны и алюминиевый впускной коллектор.
Степень сжатия очень высока и составляет 13:1. Вместе с высокой степенью сжатия впускные клапана закрываются с запаздыванием, чем симулируется цикл Аткинсона, а не обычный цикл Отто.
Что в свою очередь положительно сказывается на эффективности двигателя.
Из-за того, что впускной клапан закрывается с опозданием во впускной коллектор возвращается часть смеси из цилиндра, это отрицательно сказывается на мощности, но положительно на эффективности и экологичности.
Такая комбинация 1NZ-FXE отлично подходит для использования на так называемых «гибридных» автомобилях HSD(Hybrid Synergy Drive), на которых пик крутящего момента и мощности имеют меньшее значение. Мощность сего агрегата составляет 76 л.с.
при 5000 оборотах в минуту и 115 Н · м при 4000 оборотах в минуту.
Двигатель 1NZ-FXE с системой HSD(Hybrid Synergy Drive) получил достаточно много наград «Двигатель Года»:
Best Eco-friendly 2000Best Eco-friendly 2001Best New Engine 2004Best Fuel Economy 2004Best 1.4-litre to 1.8-litre 2004International Engine of the Year 2004Best Fuel Economy 2005Best 1.4-litre to 1.8-litre 2005Best Fuel Economy 2006
Best 1.4-litre to 1.8-litre 2006
- Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Prius (с 2000-го по 2006-й год)
- Двигатель 1NZ-FE
Кол-во цилиндров 4Расположение цилиндров рядноеКлапаны VVT-i, DOHC 16VОбъем двигателя, л(куб. см) 1,5 л(1497)Мощность, л.с.(Н · м) 109(139)Система впрыска EFI, РаспределеннаяСистема зажигания DIS-4
Двигатель 1NZ-FE производился с 2000-го по 2007-й год. Рабочий объем цилиндров составляет 1,5 л (1497 куб .см). В отличии от 1NZ-FXE степень сжатия была уменьшена до 10,5:1. Таким образом двигатель является обычной реализацией цикла Отто.
Газораспределительный механизм представляет из себя систему DOHC с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами на цилиндр, оснащенную системой изменения фаз газораспределения второго поколения VVT-i. Мощность двигателя составляет 109 л.с при 6000 оборотах в минуту и 139 Н · м при 4200 оборотах в минуту.
Диаметр цилиндра составляет 75 мм, а ход поршня 84,7 мм. Блок цилиндров произведен из алюминиевого сплава так же как и головка блока.
Угол между впускными и выпускными клапанами составляет 33,5°. Диаметр впускных клапанов 30,5 мм. Диаметр выпускных клапанов 25,5 мм.
- Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Yaris/EchoScion xA / IstScion xB (1-е поколение) / Toyota bB (1-е поколение)Toyota ViosToyota RaumToyota PorteToyota PlatzToyota IstToyota AurisToyota Fun CargoToyota PremioToyota AllionToyota SientaToyota WiLLToyota ProboxToyota RactisToyota CorollaToyota Corolla AxioToyota Corolla FielderToyota Corolla RunXToyota Corolla AllexGeely CK (Производится по лицензии)
- Geely MK (Производится по лицензии)
- Двигатель 2NZ-FE
Кол-во цилиндров 4Расположение цилиндров рядноеКлапаны VVT-i, DOHC 16VОбъем двигателя, л(куб. см) 1,3 л(1298)Мощность, л.с.(Н · м) 84(121)Система впрыска EFI, РаспределеннаяСистема зажигания DIS-4
Двигатель 2NZ-FE производился с 1999-го года. Рабочий объем цилиндров составляет 1,3 л (1298 куб. см). Диаметр цилиндра 75 мм, а ход поршня 73,5 мм. Степень сжатия составляет 10,5:1. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель оснащен системой VVT-i второго поколения.
Мощность двигателя составляет 84 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 121 Н · м при 4400 оборотах в минуту.
- Двигатель был разработан компанией Yamaha в 1999 году.
- Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Yaris / Echo / VitzToyota ViosToyota PlatzToyota Porte
- Toyota Corolla E140 (Пакистан)
Источник: https://www.drive2.ru/b/467001896930902068/
Двигатель 1NZ
Двигатель 1NZ относится к серии моторов длительного действия, имеющих малый объем, предназначен для автомобилей фирмы Toyota малого класса.
Выпускать моторы данной серии начали в 1997 году, но и сейчас они с успехом используются в современных моделях авто. Мотор NZ— это 4-цилиндровый силовой агрегат, цилиндры в нем расположены прямо.
Блок цилиндров и головка выполнены из алюминиевых сплавов, гильзы изготовлены с тонкими чугунными стенками, охлаждение открытого типа.
Технические характеристики
Производство | Kamigo Plant |
Марка двигателя | Toyota 1NZ |
Годы выпуска | 1997-наши дни |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 84.7 |
Диаметр цилиндра, мм | 75 |
Степень сжатия | 10.5 13 13.4 |
Объем двигателя, куб.см | 1497 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 74/4800 76/5000 109/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 111/3600 115/4000 141/4200 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | Евро 5 |
Вес двигателя, кг | 112 |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. |
13.0 6.0 9.5 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 5W-30 / 10W-30 |
Сколько масла в двигателе, л | 3.7 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | ~90 |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике |
н.д. ~200 |
Распространенные неисправности и эксплуатация
- Быстрое потребление масла. Для двигателя Toyota 1NZ характерен период начала перерасхода масла, как правило, при превышении пробега в 150 тыс. км. Поэтому при обнаружении проблемы нужно делать раскоксовку. Также поможет замена маслосъемных колпачков и колец.
- Посторонние шумы в моторе. Прежде всего явление может быть вызвано расслаблением ГРМ-цепи. Ее нужно менять при превышении пробега автомобиля отметки в сто пятьдесят – двести тысяч км. Также нужно проверить натяжитель и успокоитель.
- Переменные обороты холостого хода. Нужно почистить блок БДЗ, а также детектор и клапан системы холостого хода.
- Свистящие звуки работающего агрегата. Проблема связана с растрескиванием генераторного ремня. Его нужно заменить.
- Появление вибрации мотора. Устранение неполадок по классической схеме: проверить фронтальную подушку двигателя, прочистить форсунки, заменить фильтр на топливе.
К списку можно добавить частый выход из строя детектора давления масла, протечку тыльного сальника коленвала и неремонтопригодность блока цилиндров.
Видео по двигателю 1NZ
Источник: https://wikers.ru/engines/toyota/dvigatel-1nz.html
Двигатель Toyota 1NZ-FE 1.5 Ярис, Королла, Аурис, Платц
Краткое описание
Двигатель 1NZ-FE применяется для установки на автомобили Toyota Yaris/Echo, Toyota Vios, Toyota Porte, Toyota Platz, Toyota Ist, Toyota Auris, Toyota Fun Cargo, Toyota Premio, Toyota Allion, Toyota Sienta, Toyota WiLL, Toyota Corolla, Toyota Corolla Axio, Toyota Corolla Fielder, Toyota Corolla RunX, Toyota Corolla Allex и другие. Двигатель 1NZ-FE производился с 2000-го по 2007-й год. Двигатель 1NZ-FE имеет пониженную степень сжатия (10,5:1) по сравнению с двигателем 1NZ-FXE (13:1). Двигатель 1NZ-FE отличается высокой производительностью и экономией топлива, низким уровнем шума и вибрации, низким весом и компактным дизайном.
Характеристики двигателя Toyota 1NZ-FE 1.5 Ярис, Королла, Аурис, Платц
Конфигурация | L |
Число цилиндров | 4 |
Объем, л | 1,497 |
Диаметр цилиндра, мм | 75 |
Ход поршня, мм | 84,7 |
Степень сжатия | 10,5 |
Число клапанов на цилиндр | 4 (2-впуск; 2-выпуск) |
Газораспределительный механизм | DOHC |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 79 кВт — (106 л.с.) / 6000 об/мин |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 139 Н•м / 4200 об/мин |
Система питания | электронная система впрыска топлива EFI, распределенный впрыск |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 92 – для моделей внутреннего японского рынка; 95 – для моделей внешнего рынка |
Экологические нормы | Евро 4, Евро 5 |
Вес, кг | 77,8 (A/T); 83,2 (M/T) |
Конструкция
Четырехтактный четырехцилиндровый бензиновый с электронной системой управления впрыском топлива и зажиганием, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением двух распределительных валов (как правило, с системой сдвига фаз газораспределения двигателя внутреннего сгорания VVT-i). Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Блок цилиндров
Блок цилиндров 1NZ-FE изготовлен из алюминиевого сплава. Задняя часть блока цилиндров имеет коническую форму для придания жесткости в соединении с трансмиссией. Блок цилиндров сделан тонкостенным, минимальная толщина стенки между соседними цилиндрами составляет 8мм. Ось коленчатого вала смещена относительно оси цилиндров на 12 мм.
Материал | Алюминиевый сплав |
Диаметр цилиндра, мм | 75,000 – 75,013 |
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм | 50,00 |
Головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров 1NZ-FE легкосплавная. Угол развала осей впускных и выпускных клапанов составляет 33,5°, что позволило сделать головку блока цилиндров компактной.
Форсунки впрыска топлива установлены во впускном канале головки блока цилиндров, что позволило минимализировать контакт топлива со стенкой впускного канала. Канал рубашки охлаждения проложен между выпускным каналом и приливом свечи зажигания. В приводе распределительных валов используется однорядная роликовая цепь.
Для изменения характеристик двигателя на низких и высоких частотах вращения применена система изменения фаз газораспределения (VVT-i).
Впускной и выпускной клапаны
Диаметр тарелки впускного клапана 30,5 мм, выпускного – 25,5 мм. Диаметр стержня обоих клапанов – 5,0 мм.
Коленчатый вал
Коленчатый вал имеет пять коренных шеек и четыре противовеса. Ротор датчика положения коленчатого вала напрессован на вал. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала имеют уменьшенную ширину и диаметр для обеспечения меньшего веса и снижения потерь на трение.
Диаметр коренных шеек, мм | 45,998 – 46,000 |
Диаметр шатунных шеек, мм | 39,992 – 40,000 |
Шатун
Шатун изготовлен из высокопрочного стали с целью снижения веса.
Диаметр отверстия верхней головки, мм | 20,00 |
Диаметр отверстия нижней головки, мм | 43,00 |
Поршень
Днище поршня сложной формы, что улучшает наполнение цилиндров и обеспечивает лучшее сгорание смеси, снижая вероятность детонации. Поршневые пальца и кольца – плавающие.
Диаметр, мм | 74,945 – 74,955 |
Диаметр поршневого пальца — 18 мм.
Источник: http://www.motorhunter.ru/dvigatel/toyota_1nzfe_15.html
1NZ-FE/FXE — серия двигателей Тойота, начавшаяся с гибридного варианта
Двигатель 1NZ-FE был разработан компанией Тойота уже после массового запуска первого варианта (1NZ-FXE), специально создававшегося для гибридных автомобилей.
Сама серия зарекомендовала себя настолько, что моторы по-прежнему устанавливаются на некоторые модели.
В статье речь пойдет об устройстве, особенностях обслуживания, достоинствах и недостатках, а также о технических характеристиках двигателя 1NZ-FE.
Характеристики 1NZ
Бензиновый двигатель 1NZ-FE, состоящий из 4 цилиндров с чугунными гильзами, начал выпускаться с 2000 года. Годы производства серии NZ – с 1997 года по настоящее время. Материалом блока служит алюминиевый сплав. Мотор обладает следующими техническими характеристиками:
- точный объем – 1497 куб. см (1,5 л);
- мощность – 109 л.с. при 6000 об./мин.;
- крутящий момент – 141 Н*м при 4200 об./мин.;
- степень сжатия – 10,5;
- вес двигателя – 112 кг;
- рабочая температура двигателя – 90°C;
- допустимый производителем расход масла – до 1000 гр. на 1000 км пробега;
- масло (количество и какое) – 3,7 л, оригинальное Toyota Genuine Motor Oil (5W-30, 10W-30)
- ресурс двигателя – на практике ориентировочно 200 тысяч км (в зависимости от условий эксплуатации и регулярности ТО).
На схеме видно. как размещается чугунная гильза в алюминиевом блоке 1NZ
Турбированный силовой агрегат выдавал 150-152 л.с. при 6000 об./мин. Крутящий момент при этом на некоторых моделях мог доходить до 206 Н*м при 4000 об./мин.
Расход топлива
Практически все конструктивные элементы современного автомобиля влияют на расход топлива. Машины японской фирмы Тойота с ДВС 1NZ здесь не исключение.
Например, трехдверная Toyota Yaris с 1NZ-FE и 5МКПП демонстрирует 6,9 л в смешанном цикле на 100 км пробега. Toyota Yaris XP130 c 5-и ступенчатой АКПП показывает результат в 8,8 л.
Расход универсала Toyota Corolla Fielder E160 с МКПП составляет 5,7 л.
На какие Тойоты устанавливался
Двигатель 1NZ устанавливался на обычные автомобили, а также на относящиеся к серии гибридных. Более поздняя версия ДВС (маркировка 1NZ-FE) ставилась на следующие модели Тойота:
- Allex (2001–2006);
- Allion (2001–н.в.);
- Auris (2006–2018);
- bB (2000–2005);
- Corolla (2000–2006);
- Corolla Axio (2006–н.в.);
- Corolla Fielder (2000–н.в.);
- Corolla Rumion (2007–2015);
- Corolla Runx (2001–2006);
- Corolla Spacio (2001–2007);
- Echo в кузове купе и седан (1999–2002);
- Funcargo (1999–2005);
Toyota Corolla Fielder и Toyota Corolla Rumion
- ist (2002–2016);
- Platz (1999–2005);
- Porte (2004–н.в.);
- Premio (2001–н.в.);
- Probox (2002–н.в.);
- Ractis (2005–2016);
- Raum (2003–2011);
- Sienta (2003–н.в.);
- Spade (2012–н.в.);
- Succeed (2002–н.в.);
- Vitz (1999–н.в.);
- WiLL Cypha (2002–2005);
- WiLL VS (2001–2004);
- Yaris США (хэтчбэк 2005–2017, седан 2006–2011), Европа (1999–2005)
Двигатель 1NZ-FXE устанавливался на следующие гибриды Тойота:
Гибриды Toyota Prius и Toyota Sienta
- Aqua (2011–н.в.);
- Corolla Axio (2012–н.в.);
- Corolla Fielder (2012–н.в.);
- Prius Япония (1997–2011), Европа (2000–2009), США (2000–2009);
- Prius C (2012–2016);
- Probox (2014–н.в.);
- Sienta (2015–н.в.);
- Succeed (2014–н.в.);
- Vitz (2017–н.в.);
- Yaris (2010–2014).
Слабые места и достоинства мотора
Двигатель 1NZ-FE обладает рядом достоинств:
- высокий ресурс (при регулярном ТО и соблюдении правил эксплуатации);
- габариты и вес позволяют быстро демонтировать его и обслужить;
- наличие запчастей на рынке;
- доступность контрактного мотора.
Гибридные Toyota Corolla Fielder и Toyota Prius
Помимо плюсов, ДВС 1NZ имеют и недостатки. К ним относятся:
- непереносимость длительного перегрева (алюминиевый блок деформируется);
- требовательность к качеству заправляемого топлива и используемого масла;
- ускоренный износ деталей при продолжительной эксплуатации на повышенных оборотах;
- развитие повышенного расхода масла после 150 тысяч км пробега;
- требовательность к чистоте масла (желательная частота замены – через 5-7 тысяч);
- невозможность проведения капитального ремонта.
Мотор 1NZ часто выдает проблему неустойчивой работы и занижения оборотов на холостом ходу, иногда провалы дают о себе знать и на средних оборотах.
Указанная требовательность к чистоте предполагает регулярные промывки, но зацикливаться на них не стоит.
Иногда проблема решается заменой отвечающих за устойчивую работу ДВС элементов – регулятора холостого хода, MAF-сенсора, изношенного привода VVT.
Также среди проблем автомобилей Тойота с 1NZ стоит отметить внешние утечки масла (автовладельцы называют это явление «потением»), появляющийся со временем характерный «треск» исполнительного механизма VVT при пуске холодного двигателя. Производитель признал приводы старой версии неудачными и рекомендовал владельцам автомобиля заменить их на модифицированные.
Чтобы не допустить серьезной поломки моторов 1NZ, нужно помнить про ограниченный ресурс цепи газораспределительного механизма. Однозначно назвать критичную цифру трудно, стоит ориентироваться на пробег в 150 тысяч км.
1 — коленчатый вал, 2 — насос ГУР, 3 — генератор, 4 — насос охлаждающей жидкости, 5 — компрессор кондиционера
Обслуживание
Техническое обслуживание двигателя 1NZ, установленного на автомобиле Тойота, следует проводить в соответствии с предписаниями изготовителя. При прохождении ТО необходимо:
- заменить моторное масло, используя оригинальное или аналогичное по качеству и вязкости – процедуру проводят каждые 10 тысяч км (при тяжелых условиях эксплуатации – каждые 5 тысяч км);
- заменить масляный фильтр (одновременно со сменой масла);
- заменить цепь ГРМ в комплексе с установкой новых звездочек, натяжителя цепи и направляющей – процедуру проводят, когда пробег дойдет до отметки 150-200 тысяч;
- отрегулировать зазоры клапанов – каждые 20 тысяч км.
Устройство моторов 1NZ
Как уже отмечалось выше, устройство двигателя Тойота 1NZ не рассчитано на капитальный ремонт. Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава, чугунные гильзы с тонкими стенками вплавлены в блок.
Внешняя сторона гильз сознательно выполнена неровной, что обеспечивает качественное соединение и отвод тепла. Рубашка охлаждения является открытой.
Картер крепится к блоку и представляет собой верх масляного поддона.
Кованый коленвал выполнен из стали и имеет пять шеек и четыре противовеса. Благодаря 12-мм смещению оси коленвала относительно линии расположения цилиндров разработчикам удалось добиться снижения износа при боковом воздействии поршня на цилиндр.
Легкосплавные поршни имеют умеренно облегченную юбку, покрытую антифрикционным полимером. Поршневые пальцы запрессовываются, но, несмотря на этот факт, особых проблем в процессе эксплуатации не возникало.
Гидрокомпенсаторы 1NZ-FE появились после модификации ДВС в 2003 году, но устанавливаться они стали не на каждую машину. Более привычный вариант – регулировка при помощи набора толкателей. Автолюбители также предлагают стачивать толкатели изнутри при помощи гравера, добиваясь нужного зазора.
ГРМ представлен 16-клапанной системой типа DOHC (4 клапана на цилиндр, два распредвала), привод которой обеспечивается цепью (шаг звеньев равен 8 мм). Масляная форсунка гарантирует смазку.
За смазку ДВС отвечает расположенный на крышке цепи ГРМ масляный насос типа Trochoid, в котором внутренний и внешний ротор имеют кулачки особого профиля. Насос приводится в движение коленвалом.
Приус 10 в состав гибридной силовой установки входит 1NZ-FXE
Модификации 1NZ
Двигатель Тойота 1NZ имеет следующие модификации:
- тип ’99/05 – изменения коснулись системы управления, устанавливались на модели внешнего рынка после 2005 года;
- тип ’99/10 – доработка моделей внутреннего рынка в связи с выходом новых экологических нормативов, с 2010 года;
- тип ’03 – существенная модификация, включающая установку гидрокомпенсаторов, роликовых толкателей, системы EGR (подача охлажденных отработавших газов на впуск через отдельный клапан).
Что касается двигателя 1NZ-FXE, его специально разрабатывали для гибридных автомобилей. Высокая степень сжатия и запаздывающее закрытие впускного клапана – особенности мотора.
Заключение
Двигатель Toyota 1NZ-FE при правильном уходе и эксплуатации способен прослужить достаточно долго. Мотор можно смело отнести к классу надежных для двигателя с малым объемом. Благодаря техническим параметрам двигателя 1NZ, заслугам и конкурентным преимуществам силовая установка концерна Тойота устанавливается на авто и сегодня.
Видео
Источник: https://toyota-camry-corolla.ru/dvigateli/1nz-fe-fxe-seriya-dvigatelej-tojota-nachavshayasya-s-gibridnogo-varianta/
Технические данные (Data List), считываемые при помощи сканера 1NZ-FE, 2NZ-FE
Параметр | Состояние | Номинальное значение | Возможное место неисправности |
Индикатор “CHECK ENGINE” (MIL) | Зажигание включено (ON) | 1 = горит0 = не горит | Горит при отсутствии неисправностей: электронный блок управления |
Работа в режиме по обратной связи, В1(F-S1) | Частота вращения 2500 об/мин | Выполняется (1) – норма Выполняется (2) –
|
Кислородный датчик |
Нагрузка надвигатель (CALO) | Холостой ход (кондиционер | 10-30% | Воздушный фильтрТрос акселератораПоложение дроссельной заслонки |
выключен, диапазон “N”) | |||
Нагрузка надвигатель (CALO) | 2000 об/мин (кондиционер | 10-30% | Воздушный фильтрТрос акселератораположение дроссельной заслонки |
выключен, диапазон “N”) | |||
Нагрузка надвигатель (CALO) | 3000 об/мин (кондиционер | 10-30% | Воздушный фильтрТрос акселератораположение дроссельной заслонки |
выключен, диапазон “N”) | |||
Темпера
|
После холодного пуска -> | Постепенноувеличивается | Датчик температуры охлаждающейжидкости |
двигатель прогрет | |||
Температура | Полностью прогрет | 80-100°С | Датчик температуры охлаждающейжидкости |
Охлаждающей | |||
жидкости (THW) | |||
Температура охлаждающей жидкости (THW) | Замыкание в цепи датчика | 140°С | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
Температура охлаждающей жидкости (THW) | Разрыв в цепи датчика | -40°С | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
Топливный баланс, B1 (SFT1) | Частота вращения 2500 об/мин | -20°С +20°С | Кислородный датчик |
Топливный баланс, В1 (SFT1) | Частота вращения 2500 об/мин | -20°С +20°С | Кислородный датчик |
Частота вращения (ESPD) | Двигатель заглушён | 0 об/мин | Датчик положения коленчатого вала, датчик положения распределительного вала |
Частота вращения (ESPD) | Постоянная частота вращения | Отсутствуютзначительные колебания | Датчик положения коленчатого вала, датчик положения распределительного вала |
Скоростьавтомобиля(SPD1) | Автомобиль неподвижен | 0 км/ч | Датчик скорости |
Скоростьавтомобиля (SPD1) | Движение с постоянной скоростью | Отсутствуютзначительные колебания | Датчик скорости |
Угол опережения зажигания (№1) (IGT) | Проворачивание стартером | 5° | Датчик положения коленчатого вала |
Угол опережения зажигания (№1) (IGТ) | Холостой ход | 014° | Датчик положения коленчатого вала |
Угол опережения зажигания (№1)(IGT) | 2000 об/мин (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 1535° | Датчик положения коленчатого вала |
Датчик температуры воздуха на впуске(ТНА) | Зажигание включено (ON) | Температура окружающего воздуха | Датчик температуры воздуха на впуске |
Датчик температуры воздуха на впуске(ТНА) | Замыкание в цепи датчика | 140°С | Датчик температуры воздуха на впуске |
Датчик температуры воздуха на впуске(ТНА) | Разрыв в цепи датчика | -40°С | Датчик температуры воздуха на впуске |
Расходомер воздуха (MAF) | Холостой ход (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 1-3 г/с | Расходомер воздуха |
Расходомер воздуха (MAF) | 2000 об/мин (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 2-6 г/с | Расходомер воздуха |
Расходомер воздуха (MAF) | 3000 об/мин (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 4-10 г/с | Расходомер воздуха |
Датчик положения дроссельной заслонки №1 (THPS) | Педаль акселератора полностью отпущена | 11-13% | Датчик положения дроссельной заслонки |
Датчик положения дроссельной заслонки №1 (THPS) | Педаль акселератора полностью нажата | 70-74% | Датчик положения дроссельной заслонки |
Датчик положения дроссельной заслонки №1 (THPS) | Педаль акселератора полностью отпущена -> полностью нажата | Изменяется | Датчик положения дроссельной заслонки |
Кислородный датчик B1S1 (OS11) | Частота вращения 2500 об/мин | 01 В | Кислородный датчик |
Время впрыска №1 (INJ) | После холодного пуска -> двигатель прогрет | Постепенно уменьшается | Цепи VG, THW, ОХ |
Время впрыска №1(INJ) | Холостой ход (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 1-3 мс | Цепи VG, THW, ОХ |
Время впрыска №1(INJ) | 2000 об/мин (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 1-3 мс | Цепи VG, THW, ОХ |
Время впрыска №1(INJ) | 3000 об/мин (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 1-3 мс | Цепи VG, THW, ОХ |
Коэф. DUTY (ISCD) | Двигатель заглушён (зажигание включено) | 40-70% | Цепи VC, VTA, THWЭлектронный блок управления |
Коэф. DUTY (ISCD) | После холодного пуска -> двигатель прогрет | Постепенно уменьшается | Цепи VC, VTA, THWЭлектронный блок управления |
Коэф. DUTY (ISCD) | Холостой ход (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 20-40% | Цепи VC, VTA, THWЭлектронный блок управления |
Коэф. DUTY (ISCD) | Кондиционер ВЫКЛ -> ВКЛ (диапазон “N”) | 5-30% | Цепи VC, VTA, THWЭлектронный блок управления |
Коэф. DUTY (ISCD) | АКПП “N” -> “D” (коэффициент выключен) | 0-10% | Цепи VC, VTA, THWЭлектронный блок управления |
Коэф. DUTY (ISCD) | Освещение, обогреватель заднего стекла ВЫКЛ -> ВКЛ (кондиционер выключен, диапазон “N”) | 0-10% | Цепи VC, VTA, THWЭлектронный блок управления |
Датчик –выключатель по давлению в системе ГУР (PSSW) | Рулевое колесо в положении прямолинейного движения ->вращается | OFF->ON | Датчик давления в системе ГУР Электронный блок управления |
Выключатель холостого хода (IDL) | Педаль акселератора полностью отпущена -> нажата | ON->OFF | Цепь VTA |
Сигнал стартера(STA) | Зажигание включено (ON) -> проворачивание стартером | ON->OFF | Цепь STA |
Отсечка топлива (принудительный холостой ход) (FCTM) | При длительном торможении двигателем | OFF->ON | Цепь VTA |
Отсечка топлива (на холостом ходу)(FCI) | При частоте вращения 3000-4000 об/мин педаль акселератора отпущена | OFF->ON | Цепь VTA |
Сигнал датчика давления в системе ГУР (PSHS) | Рулевое колесо в положении прямолинейного движения -> вращается) | OFF->ON(ON после включения зажигания) | Датчик давления в системе ГУР Электронный блок управления |
Реле топливного насоса (FPC) | Двигатель заглушён -> проворачивание стартером | OFF->ON | Электронный блок управления |
Электропневмо-клапан системы EVAP(PRG) | На прогретом двигателе частота вращения более 3000 об/мин -> педаль акселератора полностью нажата | OFF->ON->OFF | Электронный блок управления |
Управление VVT(VVT) | отсечка в диапазоне “D” | OFF->ON | Цепь OCV |
Система VVT (заданное положение) (ETTI) | Холостой ход | 05° | Цепь OCVЭлектронный блок управления |
Система VVT (заданное положение) (ETTI) | отсечка в диапазоне “D” | 2045° | Цепь OCVЭлектронный блок управления |
Система VVT (действиительное положение) (EVTI) | Холостой ход | 05° | Цепь OCVЭлектронный блок управления |
Система VVT (действиительное положение) (EVTI) | отсечка в диапазоне “D” | 2545° | Цепь OCVЭлектронный блок управления |
Система VVT (коэф. DUTY) (EDV1) | Холостой ход | 2545° | Цепь OCVЭлектронный блок управления |
Система VVT(коэф. DUTY)(EDV1) | отсечка в диапазоне “D” | 20-60% | Цепь OCVЭлектронный блок управления |
Смотрите видео: Диагностика умирающего 2nz fe
Источник: https://avto-remont-toyota.ru/texnicheskie-dannye-data-list-schityvaemye-pri-pomoshhi-skanera-1nz-fe-2nz-fe.html